Испытания компрессоров Knorr-Bremse
В зимний период эксплуатации транспортных средств тормозная система грузовиков и прицепной техники работает в особо сложных условиях, которые обусловлены не только качеством дорожного покрытия, но и сильными перепадами температур, когда оттепель сменяется заморозками или резкоотрицательными температурами окружающего воздуха, которые характерны для северных регионов нашей страны. При этом, выполняющие перевозки транспортные средства обязаны доставлять грузы в по указанному адресу в оговоренные сроки несмотря на погодные и дорожные условия. Как мы уже неоднократно отмечали, эффективная работа тормозной системы зависит от всех составляющих ее компонентов и, в частности, сердца пневматических систем – воздушных компрессоров, выполняющих важную задачу – создание и поддержание требуемого давления воздуха в контуре пневматической системы грузовика, прицепа или автопоезда.
Не случайно к выбору пневматических компрессоров, которые планируется устанавливать взамен изношенных, инженеры сервисных служб автопарков подходят с особой тщательностью. Этим, кстати, объясняется неподдельный интерес к ресурсным испытаниям воздушных компрессоров Knorr-Bremse K126049-60, которые проводятся транспортной компанией ИТЕКО на принадлежащих ей грузовиках КАМАЗ 5490 с моторами Mercedes-Benz модели OM457LA. Причем, внимание к спецпроекту, освещаемому на страницах журнала «Рейс», фиксируется не только со стороны владельцев челнинских грузовиков, но и транспортных компаний на балансе которых стоят машины иных брендов. Это свидетельствует о том, что участники бизнеса перевозок стремятся оптимизировать свои эксплуатационные затраты, не снижая при этом надежность и безотказность транспортных средств, и для этого внимательно следят за всеми игроками рынка запасных частей, собирая информацию об их продукции.
Особенности компрессоров Knorr-Bremse K126049-60, напомним об их особенностях. Начнем с того, что испытуемые агрегаты предназначены для установки на дизельные двигатели OM457LA. Теперь более подробно остановимся на технических отличиях испытуемого компрессора от оригинального агрегата, устанавливаемого на сборочном конвейере. Перво-наперво, отметим, что аналог от Knorr-Bremse имеет заметно больший рабочий объем, который составляет 720 см3. Для справки, – рабочий объем устанавливаемого на конвейере компрессора составляет 636 см3. Зачем инженеры Knorr-Bremse на целых 84 см3 увеличили рабочий объем своего агрегата? Ответ прост – для того, чтобы существенно поднять производительность компрессора и с большим запасом перекрыть потребности всех имеющихся на транспортном средстве потребителей сжатого воздуха.
Главное преимущество более производительного агрегата Knorr-Bremse K126049-60 заключается в том, что он, при прочих равных условиях, имеет больший ресурс. Из чего это следует? Дело в том, что для того, чтобы добиться максимальных показателей по ресурсу пневматического компрессора необходимо обеспечить его работу не более чем на 40 % в режиме нагнетания сжатого воздуха в пневматическую систему автомобиля. Если в процессе штатной эксплуатации агрегата его нагрузка превосходит указанную выше величину, то ресурс и надежность компрессора снижается. Из этого следует, что более производительный компрессор будет априори предпочтительнее.
Для недопущения увеличения расхода топлива и оптимизации работы агрегата необходим некий управляющий инструмент. То есть, более производительный компрессор должен иметь механизм, который бы эффективно регулировал его нагрузку в зависимости от расхода воздуха потребителями. И такой, как мы знаем, у пневматического компрессора Knorr-Bremse K126049-60 имеется. Речь идет о реализованной в агрегате системе разгрузки ESS, которая по определенному алгоритму перераспределяет потоки воздуха, снижает нагрузку на делали компрессора на определенных режимах его работы, заметно увеличивая ресурс агрегата. Происходит это следующим образом. При достижении давления в ресиверах пневматической системы грузовика заданного предела, блок подготовки воздуха отправляет соответствующий сигнал на компрессор, который в свою очередь активирует исполнительные механизмы клапанов. В результате примерно 50 % сжатого в цилиндрах воздуха перенаправляется через осушитель в атмосферу, а оставшаяся половина перенаправляется в порт «0» (всасывания) компрессора. Важно отметить, что в режиме разгрузки компрессора, температура нагнетаемого воздуха заметно снижается (падение температуры на 20-30 градусов), что благотворно сказывается на ресурсе блока подготовки воздуха.
Эксперты оценивали состояние компрессора, который был установлен на седельном тягаче КАМАЗ-5490. Машина на момент монтажа на мотор испытуемого агрегата имела пробег 297 566 км. В день очередного осмотра транспортного средства и компрессора пневматической системы показания одометра составляли чуть более 470 000 км. Следовательно, наработка осматриваемого агрегата равнялась 170 тыс. км. Данный пробег, хоть и не является существенным для компрессора с расчетным ресурсом не менее 700 000 км, однако, позволяет экспертам и представителям службы главного механика автопредприятия сделать выводы о работе агрегата на конкретном транспортном средстве в конкретных условиях эксплуатации. Как и прежде основное внимание при проверке компрессора было уделено показателям развиваемого агрегатом давления и температуры нагнетательного патрубка идущего от компрессора при срабатывании системы ESS и без ее активации.
Отметим, что оговоренный выше ресурс компрессора не менее 700 000 км достижим при условии регулярного и полноценного обслуживания грузовиков с применением масел соответствующего класса качества. Компрессор смазывается маслом из системы смазки двигателя, следовательно, важно следить за его состоянием и своевременно заменять, не допуская просрочки. Если у моторного масла пакет присадок сработается преждевременно или раньше срока деградирует основа, то это приведет к ускоренному износу ДВС и компрессора.
Одним из ключевых преимуществ компрессоров Knorr-Bremse является наличие пяти ремонтных комплектов, которые в зависимости от назначения и наполнения состоят из: задней крышки, в которой установлен подшипник скольжения, детали поршневой группы, комплект прокладок, клапанная плата. Оригинальные запасные части позволят значительно продлить срок службы пневмокомпрессора вплоть до списания или капитального ремонта двигателя грузовика. А это более чем миллион километров.
Несмотря на то, что благодаря системе ESS компрессор снижает нагрузку на мотор, что снижает расход топлива, измерить выгоду в реальных условиях эксплуатации не представляется возможным, так как показатели по расходу топлива сильно зависят от профессионализма водителя, дорожных условий, которые нередко меняются очень скоротечно. Так, сэкономленное за определенный (достаточно большой, измеряемый сотнями километров) пробег может банально «вылететь в трубу» при вынужденном интенсивном ускорении или нивелироваться из-за несоответствующего нормативу давления в шинах. Скажем больше, экономию в 0,6 л топлива на 100 км пути, которую должен обеспечить компрессор, достаточно проблематично зафиксировать, даже имея высокоточное измерительное оборудование.
Источник: reis.zr.ru