Усовершенствование краноманипуляторных установок набирает обороты

24.01.2020 в 17:49
Усовершенствование краноманипуляторных установок набирает обороты

Универсальные возможности краноманипуляторных установок (КМУ) и гидроманипуляторов (будем обобщенно называть их крановыми установками) в сочетании с высокой экономической эффективностью их эксплуатации обеспечивают им постоянный высокий спрос у потребителей. И конечно, в этом динамично развивающемся рыночном секторе постоянно появляются инновационные разработки и новые продукты.

Говоря о тенденциях на российском рынке крановых установок, нужно отметить, что в последние годы клиенты больше ориентируются на КМУ с грузовым моментом более 20 т.м. Еще недавно лидерами продаж были КМУ с грузовым моментом 6,5–15 т.м. Также в последние годы наблюдается значительная переориентация на краны-манипуляторы с тросовой подвеской крюка. При этом вылет стрелы составляет 18–21 м. Грузоподъемность на минимальном вылете – 6–7 т. Это в основном краны-манипуляторы корейских заводов Kanglim, Hangil, Soosan, HIAB. Значительную конкуренцию им стали составлять КМУ производства INMAN и ГАКЗ.

Совершенствование электронного управления

Ведущие компании-производители крановых установок предпринимают огромные усилия по совершенствованию их конструкции в части уменьшения собственной массы кранов и увеличения производительности, а также по развитию электронного управления.

В России манипуляторы используют в основном для простых операций разгрузки-погрузки, поэтому у большинства приобретаемых на рынке моделей несложная и недорогая конструкция и соответственно достаточно простые системы управления и безопасности. Потребители предпочитают электрогидравлические системы безопасности – они менее чувствительны к перепадам температуры и напряжения в бортовой сети автомобиля, а также к квалификации обслуживающего персонала.

Однако наблюдается тенденция повышения спроса на более мощные и универсальные и соответственно более дорогие крановые установки более сложной конструкции: с гидравлическим гуськом, лебедкой и т. д., имеющие более высокий грузовой момент, увеличенный вылет стрелы, верхний пост управления, прогрессивные приборы безопасности и соответственно современное электронное управление. Их приобретают для выполнения сложных работ. Вот несколько примеров передовых разработок последних лет.

Итальянская компания Fassi совместно с Volvo Trucks разработала новую систему FX-Link, предназначенную для связи и оптимального согласования систем управления КМУ и шасси, на которое она монтируется. Новая система позволяет оператору, оставаясь за рулем автомобиля, видеть сообщения на панели приборов: выдвинуты ли аутригеры, а также управлять функциями шасси при помощи пульта дистанционного управления КМУ.

До сих пор для связи функций шасси и КМУ служили многочисленные аналоговые соединения, например, для согласования движений стрелы КМУ и расхода потока в соответствующем гидроконтуре, т. е. величины оборотов двигателя. Благодаря использованию в системе FX-Link для связи шины CAN от этих многочисленных сложных соединений теперь можно отказаться, причем информация может передаваться в обоих направлениях: от КМУ к шасси и наоборот. На практике это означает, что двигатель шасси можно теперь запустить и регулировать величину оборотов при помощи пульта дистанционного управления КМУ. Также при помощи пульта можно включать фары и звуковой сигнал. Система позволяет контролировать уровень топлива в баке, расход топлива, уровень заряда аккумуляторной батареи, исправность аутригеров, наличие верхних препятствий при работе КМУ, включать механизм отбора мощности, стояночный тормоз, блокировать пневмоподвеску, контролировать величину нагрузки на оси и определять, какие из них являются ведущими на данный момент, получать коды неисправности и аварийные сигналы от системы бортовой диагностики шасси. FX-Link может устанавливаться на все шасси Volvo FH, FM и FMX, оснащенные шиной CAN. Планируется дальнейшее совершенствование функций системы.

Интересная разработка компании HIAB – система обзора HiVision, которая составляет картинку из изображений, поступающих с высококачественных видеокамер, при помощи технологии «дополненной реальности». Оператору в кабине обеспечивается отличный обзор рабочей зоны в оптимальном ракурсе при помощи дисплея, закрепленного на шлеме. Система разработана в 2016 г. и с тех пор приобретает все большую популярность у покупателей КМУ HIAB в разных странах.

Система HiVision разработана в исследовательском центре HIAB Vision Lab. Там проводятся работы по совершенствованию ее функционирования при неблагоприятных условиях: во время дождя, снегопада, тумана, мерцающего света и т. п. Эти исследования являются частью большой программы по созданию полностью автоматических машин.

Телематические системы получают все большее распространение в различных областях коммерческой техники и специального оборудования. Появились такие системы и на крановых установках.

HIAB предлагает для своих КМУ телематическую систему HiConnect, которая в реальном времени предоставляет руководителю предприятия удаленный доступ к характеристикам работы каждой крановой установки: узнать количество проработанных моточасов, сколько времени осталось до следующего ТО, какие необходимо заменить расходные материалы. С помощью телематической системы можно получить статистические отчеты о работе каждой установки. Это способствует повышению производительности и помогает предотвращать простои оборудования.

Новые удобные автоматические функции появляются в системах управления крановых установок. Они помогают оператору в работе, ускоряют и повышают безопасность выполнения операций.

Заметим, что в нашей стране удобная, но не обязательная автоматика не пользуется спросом у потребителей, которые предпочитают сэкономить и предоставить оператору, например, вручную выравнивать положение автомобиля с крановой установкой.

К тому же требования Рос­технадзора по наличию систем безопасности на кранах достаточно строгие, предусматривают все необходимые системы безопасности, поэтому дополнительные системы безопасности на нашем рынке не востребованы: они стоят достаточно дорого и тратиться на них большинство отечественных потребителей не готово. Тем не менее отмечаются случаи приобретения дорогих моделей крановых установок с удобными дополнительными функциями. Расскажем о некоторых достижениях в этой области.

Производитель краноманипуляторов из Нидерландов компания Hyva в 2018 г. представила новую линейку КМУ Edge Line, в которых усовершенствованы основные функции, увеличена скорость работы и срок службы манипулятора. В составе электронного управления новых КМУ есть система контроля предела грузоподъемности Hyva Dynamic Load Diagram, которая помогает предотвратить опрокидывание крана. Также имеется функция автоматического складывания/ раскладывания манипулятора Magic Touch: при нажатии кнопки КМУ принимает транспортное положение в любом рабочем состоянии, если это не противоречит безопасности.

Итальянская компания Fassi недавно представила новинку – шарнирно-сочлененный краноманипулятор мод. F345RB. Кран оснащен системой «Автоматического динамического контроля», системой защиты от опрокидывания Fassi Stability Control и системой контроля положения крана CPM (Crane Position Monitoring), которая контролирует надежную установку аут­ригеров. Имеется также система SMART APP, которая позволяет оператору управлять электроникой КМУ при помощи смартфона.

Японская компания Tadano выпустила свой самый крупный краноманипулятор на сегодняшний день – мод. TM-ZX1505 г/п 15 т на радиусе 2 м, оснащенный стрелой длиной 18,5 м. Первоначально кран поступит на рынки стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Кран оснащен системой безопасности Tadano AML (Automatic Moment Limiter, «автоматический ограничитель грузового момента»), в состав которой входят функция контроля устойчивости машины и указатель нагрузки, а также недавно разработанная функция бортового взвешивания груза, которая подсчитывает и показывает полную массу груза при погрузке и разгрузке автомобиля. TM-ZX1505 также оснащен цифровым дисплеем, который показывает оператору фактическую и допустимую нагрузку крана.

Долгие годы компании PALFINGER, HIAB, Fassi и HMF доминировали на европейском рынке краноманипуляторов. Однако в последнее время турецкие производители КМУ – компании Hidrokon, World Power Erkin and MPG (Makine Prouduksiyon Grubu) – добились заметных успехов на рынках Западной Европы. Возможно, отчасти им в этом помогло недавнее падение курса турецкой лиры. Отметим, что турецкие компании склонны к производству очень больших и мощных шарнирно-сочлененных краноманипуляторов. Учитывая неплохие отношения наших стран и интенсивное проникновение на российский рынок турецких машиностроительных фирм, можно ожидать, что КМУ из этой страны вскоре получат бóльшую известность и у отечественных потребителей.

Так, недавно турецкая компания Hidrokon представила новую серию HK «полностью складывающихся» краноманипуляторов (грузовой момент от 20 до 110 тм), которые оснащаются широким рядом опций для создания конфигураций кранов, оптимально подходящих к условиям работы у конкретного покупателя, например, можно использовать автоматическую систему выравнивания машины, функцию автоматического складывания крана одним нажатием кнопки и ограничить определенные движения крана. Современная система безопасности контролирует устойчивость машины, при этом картина передается на экран дисплея в кабине. Гидросистема позволяет регулировать скорость работы КМУ.

Компания Hidrokon появилась в 1993 г. и сразу начала с производства мощных сочлененных краноманипуляторов. Сегодня в ее производственной линейке модели с грузовым моментом до 345 т.м.

Источник: http://os1.ru